«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»

ПУБЛИКАЦИЯ.
Проблемы при подготовке к ЕГЭ по физике.

Найти: на bed-en.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Проблемы при подготовке к ЕГЭ по физике.



   Предмет с тяжелой репутацией.

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики включает большой объем явлений и закономерностей. В отличие от большинства других дисциплин естественно-научного цикла этот предмет требует высокого уровня математической подготовки.

   Вдобавок ко всему в непрофильных классах старшей школы на физику отводится всего два часа. Единый государственный экзамен по физике добавляет к этим трудностям новые:

  1. Зачастую условия задач ученики прочитывают бегло, а поэтому понимают неправильно. Мешают невнимательное прочтение текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решенными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту ученики не успевают выполнять задания более высокой сложности.

  2. Выписывая результат верно решенной задачи, выпускник часто нарушает правила заполнения бланков ответов, при проверке компьютером они не засчитываются.

  3. Бывает, что задача физически решена, верно, но произведен неверный математический подсчет.

  4. Многие считают, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Поэтому школьники даже не пытаются приступать к их решению.

  5. Выпускники устают после решения заданий блоков А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.

   Я задаю себе вопрос: каковы же пути выхода из сложившейся ситуации?
Во-первых, введение в школе с 10-го класса профильного обучения. Тогда на физику в рамках профиля можно отвести 5 часов в неделю.
Во-вторых, систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года "школьных ЕГЭ".
В-третьих, при составлении календарно-тематического плана необходимо перераспределить учебное время так, чтобы теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решение задач по темам. Особое внимание стоит обратить на проверочные работы тестового характера по всем темам без исключения.
В-четвертых, нужно давать ученикам индивидуальные консультации во внеурочное время.
В-пятых, очень важно организовать систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей.

   На каждый пункт можно найти аргумент что это не проблема. Это отнюдь не трудности именно ЕГЭ. Разберем список:

  1. Неумение читать и понимать условие задачи - это проблема при любой форме проведения экзамена. Более того, это один из важнейших элементов знания любого предмета, который должен проверяться на экзамене. Так что если на ЕГЭ "порежутся" невнимательно читающие условия и не умеющие видеть аналогии с типовыми задачами выпускники - замечательно, так и должно быть.

  2. Да, это действительно недостаток ЕГЭ - единственный из перечисленных. Правда, до некоторой степени спорный - в правилах заполнения бланков нет ничего, недоступного нормальному дееспособному человеку.

  3. В реальной жизни не бывает задач, которые можно решать "физически верно". Любая деятельность, связанная с физикой, требует в качестве конечного результата численный ответ (вообще говоря, еще и с оценкой его погрешности). Это опять-таки проблема не ЕГЭ, а традиций преподавания физики, когда считается, что ученик, получивший верную формулу, сделал 95% работы. В действительности же обычно оказывается, что человек, который не может сосчитать результат, почти всегда не понимает смысл этого результата. Он не решает физические задачи - он выполняет некоторый алгоритм из заранее заученного набора, и не может отступить от этого алгоритма, поскольку не в состоянии оценить последствия. Посему - замечательно, что ЕГЭ жестко карает за вычислительные ошибки, и плохо, что во время ЕГЭ можно пользоваться калькуляторами.

  4. ЕГЭ по физике - экзамен по выбору. Выпускник школы должен сдавать его только в том случае, если он поступает в ВУЗ, требующий сдачи физики. Если посмотреть на список требуемых ЕГЭ для различных направлений и специальностей, обнаружится, что "просто так" физику не требуют нигде - во всех случаях, когда она есть в списке, абитуриент претендует на специальность, знание физики для которой реально необходимо. Соответственно, вопрос - кого эти странные "многие" считают сильными учениками, если не себя? Ну а если человек сознательно пытается поступать в ВУЗ на специальность, по которой он сам считает себя "второсортным", и при этом "режется" на экзамене - ну и отлично, это как раз то, что от этого экзамена требуется.

  5. Повторюсь: физику сдают выпускники 11 класса, собирающиеся поступать в ВУЗ. Это означает, что через три месяца после сдачи ЕГЭ они планируют заниматься по 7-8 часов в день с, как правило, 5-10 минутными перерывами. Надо полагать, что человек, который не в состоянии собраться на 3.5 часа (и заодно организовать свою работу на экзамене разумным образом), ежедневно такой режим просто не выдержит. Ну и зачем ему тогда баллы на ЕГЭ?

   В заключение замечу, что сейчас знания по физике в нашем государстве востребованы как никогда. Развиваются нанотехнологии, создаются высокоэкономичные энергосберегающие установки, все отрасли хозяйства обеспечиваются современным оборудованием. Нам, работникам системы образования, необходимо сделать все для того, чтобы не оттолкнуть выпускников от поступления в вузы на технические специальности. В частности, составителям КИМов, на мой взгляд, не следует чрезмерно увлекаться усложнением материала. Иначе шансов успешно преодолеть порог у выпускников становится не больше, а меньше.


   Результаты экзаменов выявили следующие проблемы при подготовке учащихся: Традиционный школьный экзамен значительно отличается от ЕГЭ, поэтому новизна формата экзамена и его процедуры стала проблемой для некоторых детей. Неумение рассчитать время на выполнение тестовых заданий (учащиеся должны быть научены работать в ограниченном временном режиме); Сдача ЕГЭ в наши дни - настоящая проблема и стресс для выпускников школ. Тем не менее, если соблюдать определенные правила, ЕГЭ становится не таким уж сложным испытанием. Ниже вы найдете советы, которые помогут вам успешно сдать Единый Государственный Экзамен.

  1. В каждой школе часть занятий отводят для подготовки к ЕГЭ. Там решают примерные тесты, рассказывают об основных особенностях сдачи. Не пренебрегайте такими тренировками, ходите на них, очень многое вам пригодится, когда придете на экзамен.

  2. Делать тесты лучше всего в три этапа. Сначала выполняются те задания, в которых присутствует стопроцентная уверенность. Затем решаются более сложные вопросы. И напоследок оставляется то, чего вы точно не знаете, однако интуиция может дать вам правильные советы.

  3. Следите за временем, распределить его нужно грамотно. Перед вами три блока заданий на три часа времени. Естественно, это не означает, что на каждый блок вы должны тратить по часу. Как правило, первый блок - самый легкий, и выполняется в течение 15-20 минут. Другие блоки сложнее и на них тратится больше времени. Суть в том, что вам нужно предусмотреть несколько перерывов, например, чтобы съесть конфету для заряда бодростью, ведь со временем внимание снижается, если работать без отдыха.

  4. Многие школьники спрашивают о том, что лучше, не отвечать вообще на незнакомый вопрос или ответить, но неправильно, скорее всего? Давайте ответы на все вопросы. Дело в том, что за неправильные ответы оценку не снижают, то есть вы ничего не теряете, а вдруг угадаете и ответите правильно.

  5. Не напрягайтесь за день до экзамена, хорошенько отдохните, выспитесь, ну а утром вам нужно настроить себя на качественную вдумчивую работу. Очень многое при сдаче экзамена зависит от вашего состояния, знания не определяют успех на все сто процентов.

  6. Шпаргалки на ЕГЭ абсолютно бесполезны. Дело в том, что тесты составлены так, что на поиск ответов в учебниках или еще где-то уходит очень много времени, вы просто не успеете на все ответить. Кроме того, подобные нарушения наказываются отстранением от сдачи экзамена. Так что, готовьтесь основательно и пользуйтесь только своими знаниями.

  7. Компьютер, проверяющий тесты, не может знать ничего о вашей личности. Вы можете быть прилежным студентом, ботаником, просто хорошим человеком, но, если ответите неверно на вопросы теста, никто над вами не сжалится. Таким образом, данный экзамен предполагает одинаковые условия для всех участников. В принципе, это справедливо.

Август 2010 г.



       Версия для печати

Rambler's Top100 Яндекс цитирования
По всем интерисующим вас вопросам пишите письмо автору по адресу: bedarev-en@rambler.ru

Hosted by uCoz