атавар
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением»

ПУБЛИКАЦИЯ.
Применение компьютера в процессе обучения физики.

Найти: на bed-en.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Применение компьютера в процессе обучения физики.



   Современный урок в образовательном процессе должен являться событием в цепочке познания или, точнее, при исследовании обучающимися окружающего мира, событием, которое приближает ученика к пониманию современности, осознанию целостности мира.
   Хорошо известно, что курс физики средней общеобразовательной школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать.
   Как показывает опыт учителей, обучающиеся средних школ не всегда владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений и процессов. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения, в первую очередь - персональный компьютер.
   Чтобы понять как можно эффективно применить компьютер в процессе обучения физики я решил провести не большое исследование по данной теме.
   Может кто - нибуть скажет: "нашёл проблему, компьютеры в школах теперь есть купил диск с обучающей программой и готово". Но я всё же решил разобраться с этим вопросом.

   Причин компьютеризации обучения физике можно выделить четыре:
  1. Появившиеся не столь давно персональные компьютеры оказались чрезвычайно удобными помощниками почти в любой деятельности. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задания для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке (как когда-то делали наши учителя). Ученик, имеющий доступ к Интернету, может получить, например, при подготовке реферата такой объем информации, что учитель должен помочь ему не столько найти нужное, сколько ограничиться нужным.
  2. Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее.
  3. Физика - наука экспериментальная, и для ее полноценного изучения необходимо использовать опыты. Но современная физика стала еще и наукой "компьютерной": физик - экспериментатор использует компьютер как неотъемлемую часть исследовательской установки, физик - теоретик работает с ним для моделирования изучаемых явлений.
  4. Необходим в подходящих местах рассказа о принципах устройства некоторых его элементов. К примеру, лазерный принтер может быть объектом демонстрации при изучении электризации тел и фотоэффекта.

   Разобравшись почему стоит применять компьютер, перешёл к вопросу где можно применить, в каком месте учебного процесса.

Итак, в учебном процессе компьютер можно использовать:

  • При изложении нового материала компьютер позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами и видеофрагментами (для этого необходим проекционный дисплей или мультимедийный проектор).
  • В демонстрационном эксперименте компьютер используется либо как часть установки, либо как вспомогательное устройство, позволяющее демонстрировать всему классу такие явления, которые обычно удается наблюдать только в микроскоп (например, броуновское движение).
  • При решении задач компьютер применяется для предъявления текстов задач, проверки ответов, автоматизации расчетов.
  • В случае проведения лабораторных работ компьютер может выполнять две функции. Первая - обработка результатов. Вторая функция - проведение компьютерных лабораторных работ.
  • Применение компьютера для контроля знаний: многие современные компьютерные программы предусматривают возможность контроля усвоения учебного материала или же специально ориентированы именно на него.
  • Компьютер вне урока: кроме работ с готовыми компьютерными моделями, возможны задания по самостоятельному созданию компьютерных моделей тех или иных физических явлений.

   Если говорить о проведении лабораторных работ, то очень хотелось бы попробовать поработать с компьютерно - измерительным комплексом Philip Harris, который при помощи набора датчиков физических величин, универсального интерфейса и программы превращает компьютер в универсальный измерительный прибор, сохраняя широчайшие возможности для отображения информации на экране. Или же поработать с подобными комплексами.

   На мой взгляд если бы наши школы были оснащены таким комплексом это было бы очень здорово! Наши ученики могли бы познакомиться с современными методами проведения экспериментов и с помощью передового оборудования.
   Но к сожалению о таком приходится пока только мечтать.
   А теперь что касается "софта" т. е. компьютерных программ.
   В начале 90-х годов образовались компании, которые занимались разработкой обучающих компьютерных программ. По некоторым причинам был выбран домашний рынок. Но на рынке "школьном" ситуация с обучающими программами складывалась (и складывается) совсем наоборот. Оказывается реально применимых в школе программ на рынке катастрофически мало!
   Анализируя имеющиеся программы и находя описание я согласился с данным мнением. Действительно применение таких программ на уроке мало эффективно. Учитель применяет только определённую часть программы и к тому же ему приходится подстраиваться под имеющийся материал в программе. У каждого учителя свои приёмы, способы преподавания. Но что нужно сделать чтобы применение стало эффективным?
   Наверное нужно чтобы программа бала подстроена под конкретного учителя, конкретный урок. Программа должна быть направлена на решение тех задач которые выдвинул учитель на своём уроке. Тогда, действительно, будет на много эффективней применение компьютера. Отсюда напрашивается вывод, что учитель должен разработать эту программу. Фантастика? Нет! Учителю не обязательно нужно владеть инструментарием для создания программ (языки программирования), не понадобится долговременная работа над программой (создание, обкатка). Нужен конструктор для создания программ. Где учитель, владея только навыками пользователя ПК, мог внести текст рисунки, анимацию, вопросы для теста. К сожалению мне такого конструктора не попалось.
   Прейдя к такому выводу, я попытался для себя создать такой шаблон. Не который положительный результат стал наблюдаться. Но мне попался ряд программ для создания тестов. А теория? Продолжив поиск, столкнулся с программой "Конструктор школьных сайтов". Она привлекла моё внимание. В принципе, на мой взгляд она может заменить тот конструктор программ о котором я говорил. Мне кажется это выход. Пока нет ни чего более удобного "Конструктором школьных сайтов" можно пользоваться.


Январь 2008 г.


   P. S.
Современем мне попалась программа Teach Book Constructor, очень понравилась. Если кто-нибудь хочет попробовать составить электронные приложения наподобе учебника попробуйте.


       Версия для печати

Rambler's Top100 Яндекс цитирования
По всем интерисующим вас вопросам пишите письмо автору по адресу: bedarev-en@rambler.ru

Hosted by uCoz